Истории нашей церкви могло и не быть, если бы в один прекрасный майский день 1972 года перед пасхой, на одном из московских заводов, не состоялась просветительская лекция для комиссаров отрядов ВЛКСМ, о религиозных организациях и сектах действующих в Москве. Комиссар отряда нёс ответственность перед комсомольской организацией за идейно-воспитательную и общественно-политическую работу, а также в их обязанность входила работа с религиозными организациями и сектами. На этой лекции присутствовал молодой человек, ревностный комсомолец, комиссар отряда, Макаров Михаил. Он очень внимательно прослушал всю информацию и ужаснулся, как в Москве может существовать церковь Евангельских Христиан Баптистов! Надо сказать, что в СССР Евангельские Христиане Баптисты являлись жертвой грубой пропаганды и считались зловредной сектой, в которой приносили в жертву детей. Итак, Михаил Макаров узнал у лектора адрес этой церкви и отправился спасать детей от жертвоприношения. Каково же было его удивление, когда войдя в просторный красивый зал, заполненный людьми, он так и не нашёл жертвенник. И люди здесь были аккуратно одеты с приветливыми, светлыми лицами. Он решил прийти снова и еще раз всё проверить. Но ничего, что пропагандировалось о баптистах, он так и не нашёл. Молодой человек стал приходить снова и снова. Ему очень нравились эти добрые и приветливые люди. Он стал посещать группу по изучению Библии и вскоре в 1973 году, принял Иисуса Христа как личного Спасителя через покаяние, а в 1975 принял Святое водное Крещение. Вот так Бог избрал для себя верного служителя, как некогда остановил Савла на пути в Дамаск.
          Церковь, в которую Бог привёл Михаила, была Московская Центральная Церковь (МЦЦ) ЕХБ, единственная на тот момент в Москве и ближнем Подмосковье. Здесь он и начал нести служение, сначала как рядовой член церкви, а в 1987 году его рукоположили на диакона. К этому моменту он был уже женат и имел 4-х детей. Женился Михаил в 1978 году на девушке-христианке из подмосковного Серпухова, которая часто бывала в МЦЦ. В 1990 году у них родилась ещё одна дочка.
          В конце 80-х годов началась перестройка и появилась возможность открывать новые церкви. В 1991 году в одно из воскресений с кафедры МЦЦ прозвучал призыв об открытии новых церквей, призывали братьев, готовых заняться этим непростым делом. Михаил, услышав в этом призыве голос Божий, пошёл за благословением к старшим братьям по вере.
Вот с этого события и начинается история церкви ЕХБ «Измайловская». В 1991 году это была небольшая группа по изучению слова Божия для взрослых, которое проводил Макаров Михаил и группа воскресной школы для детей под руководством молодого брата Попова Александра. Эти занятия проходили в одной из средних школ района Восточное Измайлово.
          В 1992 году после Евангелизационного проекта «Возрождение - 92» с участием Д-ра Билли Грэма в Москве стали организовываться группы по изучению библии. Одна из таких групп организовалась в Измайлово. Они собирались в кинотеатре Первомайский, и проводил эти встречи брат с Украины. Вскоре он обратился к Макарову Михаилу с просьбой присоединить его группу к своей, т.к. ему нужно было уезжать домой. Михаил согласился. Так из двух групп по изучению библии образовалась церковь ЕХБ «Измайловская», о чём свидетельствуют документы о регистрации от 20.12.1992 года. Этот день мы и отмечаем как день рождения церкви. Имя же церковь получила в соответствии с местоположением.
Первым помещением, которое нам удалось арендовать для богослужений, был московский детский «Театр Теней». Там и произошло, в начале 1993 года, рукоположение первых служителей нашей церкви: пастора Макарова Михаила Васильевича и диакона Попова Александра Владимировича. Количество членов в начале становления церкви составляло 40 человек, также было две группы воскресной школы для детей, младшая(3-7 лет) и старшая(10-14 лет).
          Через год в 1994 году у нас появилась возможность переехать в помещение красного уголка местного РЭУ. И в этом помещении мы собирались в течение 6 счастливых лет. За эти благословенные годы члены нашей церкви много трудились на ниве Божией. При церкви действовала группа сестёр милосердия. Сёстры безвозмездно обслуживали инвалидов и одиноких пенсионеров округа на дому, не забывая так же рассказывать о Божьей любви и прощении. Церковь оказывала гуманитарную помощь многодетным семьям и другим нуждающимся, сотрудничая с благотворительными организациями округа и неся свет Божьей благодати в людские сердца. При церкви продолжали действовать две группы детской воскресной школы, был организован детский христианский театр, который стал принимать участие в праздниках и евангелизациях. Также силами членов церкви были организованы различные кружки и секции на безвозмездной основе, для привлечения детей и подростков в церковь. Начала действовать библиотека и видеотека, для проведения евангелизационных мероприятий для жителей района и пользования членами церкви. В 1995 году наш диакон Александр Владимирович понял, что Бог призывает его на миссионерское служение, и церковь с миром отпустила его на это поприще. В конце 1997 года Бог призвал на диаконское служение в нашей церкви благословенного брата из подмосковного Серпухова - Кутюрина Бориса Петровича. В течение двух лет он успешно совершал этот труд, пока в 1999 году у него не возникла необходимость вернуться в свою поместную церковь города Серпухов. Так проходила наша жизнь, наполненная активным служением в стенах красного уголка РЭУ, но летом 2000 года без объяснения причин нас попросили очистить помещение в короткие сроки.
          Найти новое помещение для богослужений нам не удалось, и поэтому церковь переехала в 2-х комнатную квартиру, предоставленную семьёй пастора Михаила Васильевича. За время пребывания в РЭУ наша численность возросла до 60 членов церкви, а воскресная школа насчитывала около 30 детей. Конечно, такое количество людей очень сложно вместить в небольшую квартиру и как следствие воскресная школа сократилась втрое, да и некоторые взрослые тоже не выдержали испытаний, и перешли в другие церкви.
          Но на этом история нашей церкви не заканчивается. После 8 лет испытаний и неудобств мы познакомились с мессианскими евреями. И они в 2008 году предложили нам разделить с ними аренду помещения, которое снимали для своей миссии. За 8 лет проведения богослужений на квартире дети выросли, женились, вышли замуж и стали настоящими служителями. Церковь зажила новой жизнью. Вновь заработала воскресная школа для детей. Был организован сводный хор «Благодать». В него входили братья и сёстры из 2-х церквей «Благодать» и «Измайловская». Служение этого хора заключалось в том, чтобы посещать небольшие поместные церкви и ободрять пением братьев и сестёр. Ну, и конечно же, служение в церквях «Измайловская» и «Благодать» хористы не забывали.
          Начиная с 1999 по 2011 годы, в нашей церкви практически отсутствовало диаконское служение, и пастор всё это время молился и ждал, пока Бог взрастит служителей. Наконец Господь по милости Своей ответил на молитвы пастора и церкви. К нам вернулся брат, который, будучи ещё ребёнком, ходил в нашу церковь, но в 1997 году переехал с родителями в Зеленоград и до 2009 года трудился в своей поместной церкви. В 2009 году он женился на девушке из нашей церкви, и стал нести служение у нас, увидев в этом волю Божию. Этого благословенного брата зовут Козлов Пётр Юрьевич. В 2011 году Михаил Васильевич рукоположил его на диаконское служение, а в декабре 2012 года произошло ещё одно рукоположение, на этот раз двух братьев. Петра Юрьевича рукополагали на пасторское служение, а на диаконское рукоположили Степанькова Павла Юрьевича. Он пришёл в церковь после трагической гибели мамы в 1995 году. Павел учился в одном классе с сыном Михаила Васильевича и после смерти мамы нуждался в поддержке, которую и нашёл в семье своего друга, а после и в церкви. И вот Павел вырос и принял на себя ответственное диаконское служение в родной церкви. На данный момент он женат и имеет двух дочерей.
          В 2014 году возникла необходимость в диаконе по социальному служению, и лучше всего на этот труд подошёл брат, проповедник Соколов Игорь Александрович. Он пришёл в нашу церковь ещё в начале её становления, у нас же начал первые шаги в качестве проповедника. За годы существования церкви брат очень вырос духовно и приобрёл опыт общения с пожилыми членами церкви, поэтому братья рукоположили Его на это служение.
          В середине 2014 года нам пришлось расстаться с братьями евреями. Так как стоимость аренды помещения, которое мы снимали вместе с ними, очень сильно выросла.
          В настоящее время наша церковь арендует помещение у другой христианской церкви на сиреневом бульваре. В середине 2015 года наш пастор Макаров Михаил Васильевич сменил место жительство, и в связи с этим ему пришлось сменить и место служения. Сейчас он трудится в церкви города Можайск. С этого момента вся ответственность за церковь легла на плечи молодых братьев: пастора Козлова Петра Юрьевича и диаконов Степанькова Павла Юрьевича и Соколова Игоря Александровича.
          Сейчас наша церковь переживает новый этап развития и насчитывает 25 членов. У нас по-прежнему работает 3 группы воскресной школы для детей. Также сформированы две хоровые группы детская и взрослая, ещё есть малые группы по изучению библии, занятия в которых проводятся среди недели.
          У нас есть мечты, планы и цели дальнейшего развития. Мы будем очень рады, если Вы захотите разделить с нами радость общения или присоединиться к нам для единого служения нашему Господу Иисусу Христу и получить все благословения, которые изливает Бог на нашу церковь.
          Россия издревле была страной многоконфессиональной. На пышном древе русского христианства росли не только православные, но и заявляли о себе ростки евангельских вероисповеданий. Среди протестантских течений, возникших на русской почве, первое место по численности ныне занимают евангельские христиане-баптисты.

          Какие причины послужили основным толчком для возникновения баптистского движения в России? Во-первых, это крестьянская реформа 1861 года, проведенная царем Александром II. После отмены крепостного права у мыслящей части населения России резко усилилась тяга к духовным исканиям. “Сдерживаемый крепостным правом в своих духовных правах, народ, почуяв свободу, с жадностью ищет удовлетворения прежде всего своих интересов, - писал епископ Алексей Дородницын. - Он осознал себя как личность, почувствовал прелесть духовной жизни… Это был поворотный пункт в области духа”.
          Всплеск богоискательства не нашел понимания среди казенно-бюрократической части православного духовенства. Напротив, его реакция была враждебной. Это вызвало чувство глубокой неудовлетворенности по отношению к господствующей церкви со стороны жаждущих активной духовной жизни. “Страстное искание народом духовного обновления после того, как он познал в 1861 году обновление гражданское, встретило на пути религиозной восторженности равнодушие и неразвитость своих пастырей”, - замечал известный общественный деятель Анатолий Кони.
          Крестьянская реформа, духовный кризис господствующей церкви и перевод Библии на русский язык всколыхнули интерес к первоисточнику христианской веры среди всех слоев русского народа. Повсеместно - в столичных городах и в отдаленных губерниях - стали образовываться кружки и группы по изучению Библии, в которых появились талантливые народные проповедники. Чисто обрядовый уклад церковной жизни уже не удовлетворял неутомимых искателей Высшей Правды. Они стремились служить Богу в духе и истине, устраивая жизнь по примеру древней первоапостольской церкви.
          Крупные очаги евангельско-баптистского движения вспыхнули во второй половине 19-го века среди поволжских губерний, на Кавказе, на юге Украины и в Петербурге. В отдаленных районах первые общины формировались из крестьян, ремесленников, купцов, а в северной столице инициатором движения стала высшая петербургская знать. Отставной гвардейский полковник, богатый аристократ В.А.Пашков, графы М.М.Корф, А.П.Бобринский, княгини Е.И.Черткова, Н.Ф.Ливен, В.Ф.Гагарина устраивали публичные духовные собрания с проповедью Евангелия в столичных особняках и в своих родовых имениях.
          Участникам евангельского движения в народе присваивали всевозможные клички: “штундисты”, “пашковцы”, “сектанты”. Несмотря на некоторые различия в обрядах и формах служения, всех серьезных исповедников Христа объединяло вероучение и мировоззренческие принципы церкви христиан-баптистов. Слово “баптист” вытекает из греческого текста Нового Завета и происходит от “баптисмы”, то есть крещения, или омовения, через полное погружение в воду. Духовные истоки церкви христиан-баптистов восходят к земной жизни Господа Иисуса Христа и связаны с евангельским учением о крещении. “Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Кто будет веровать и креститься, спасен будет” (Мф. 28, 19; Мар. 16,15-16). Баптисты отвергают крещение младенцев, исповедуя сознательное, осмысленное крещение по личной вере при наличии твердых христианских убеждений и действительного отказа от греховного образа жизни. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства. Все христиане равны перед Богом. Пресвитер общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих, конференциях. Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении музыкальных инструментов, сердечных мпровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.
          Стремясь воссоздать живой дух христианства первых веков, евангельско-баптистское движение всегда на первое место ставило апостольское служение, то есть широкую проповедь Евангелия. Поэтому с самого начала своего возникновения русские христиане-баптисты известны как поборники духовного просвещения. В далекие и самые глухие районы Российской Империи они в большом количестве доставляли Священное Писание.
          Все крупные христианские движения неизменно порождали выдающихся духовных деятелей. На небосклоне русского протестантизма наиболее ярко сияют три имени, три самобытные личности: В.А.Пашков (1831 - 1902), В.Г. Павлов (1854 - 1924), И.С.Проханов (1869 - 1935). Петербургский аристократ В.А.Пашков основал в 1876 году “Общество поощрения духовно-нравственного чтения”. Пашков и его сотрудники - граф М.М.Корф, княгиня Е.Г.Черткова, графиня Е.И.Шувалова-на свои средства за восемь лет издали более 200 наименований различных книг и брошюр духовного содержания. Общество выпускало сборники стихов для пения, богословские трактаты, проповеди, назидательные рассказы, а книгоноши эту литературу распространяли по всей России. Большую популярность среди народа обрел ежемесячный журнал “Русский рабочий”. Его тоже издавали друзья Пашкова. На страницах журнала публиковались рассказы из Священной Истории, проповеди Иоанна Златоуста, беседы Тихона Задонского, очерки на духовно-этические темы.
          В 1884 году Пашков созвал первый в России съезд общин евангельско-протестантского исповедания. За активную духовно-просветительскую деятельность Пашков, вместе с Корфом, по инициативе Обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева был изгнан из России и закончил свою жизнь на чужбине.
          “Патриарх” русского баптизма В.Г.Павлов стоял у истоков евангельского движения, нес правозащитное служение, всю жизнь отдал на дело проповеди Евангелия, за что был постоянно гоним, побывал в сорока царских тюрьмах, пережил две тяжелейшие ссылки, где лишился жены и троих детей. Маршрут его миссионерских путешествий пролегал от Кавказа до Дальнего Востока, от Одессы до Америки.
Религиозно-общественный деятель И.С.Проханов трудился как проповедник, организатор книгоиздательского дела, системы духовно-протестантского образования, христианского кооперативного движения. Он выступал на Государственном Совещании, организованном Временным Правительством в августе 1917 года, с обширной программой интеллектуального, нравственного и духовного просвещения русского народа.
          В истории русского баптизма мало было спокойных лет. Наиболее жестокие преследования обрушивались на головы христиан-баптистов в эпоху Победоносцева. Религиозные собрания вне православной церкви считались крайне опасным вольномыслием. Браки русских протестантов не регистрировались, детей не принимали в школы, проповедников ссылали на каторжные работы в районы Закавказья и Сибири.
          В то время, когда единомышленники Победоносцева клеймили неправославных христиан как отщепенцев, наиболее образованная и широкомыслящая часть русской интеллигенции вставала на сторону гонимых, защищая свободу совести, и видела в преследуемых опору нации, людей самобытных, благородных, обладающих христианскими качествами души. Один из потомков славного рода Волконских, известный деятель русской культуры князь Сергей Михайлович не раз выступал перед общественностью России и западных стран с критикой религиозно-националистических взглядов. Как можно запретить человеку причислять себя к тому или иному верованию? - вопрошал Волконский. - Да я завтра сделаюсь баптистом, разве я от этого перестану быть русским? Сколько у нас, благодаря смешению терминов “русский” и “православный”, проникло в жизнь логически абсурдного и нравственно жестокого. Насилие над другими имеет развращающее влияние на совесть того большинства, ради которого оно творится. Яд, направленный против других, имеет возвратное действие. Смешение понятий внедряется в общественное сознание все более: только православный истинно русский, неправославный уже не настоящий патриот”.
          Слова эти были написаны около 100 лет тому назад, но ощущение такое, как будто упали они с неостывшего пера в наше время сложного переплетения разнородных идей. Стремление превратить учение Христа в некое узко-идеологическое кредо - не ново в мировой и русской истории. Подлинные христиане не помышляют о создании единой господствующей церкви, ибо Христос учил не властвовать, а смиренномудренно служить всем в любви. Не случайно общехристианская молитва начинается со слов “Отче наш”. Неужели Всемогущий Господь есть Бог только одних православных? Или Бог баптистов? Бог католиков? Творец неба и земли - Отец всего рода человеческого, и во всяком народе чтущий Его заповеди свободен от духа обособления. Для христиан культурных, духовно воспитанных, живущих по Евангелию, не существует проблем межнациональных и межконфессиональных. Они легко общаются друг с другом, так как обращают внимание прежде всего на то, что объединяет, а не на то, что разделяет.
          Христиане-баптисты и верующие православных церквей почитают и признают одну и ту же Библию в качестве вероучительного документа, исповедуют Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя души, разделяют Библейское учение о Триедином Боге, веруют в бессмертие души и воскресение тела. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, как и его предшественники, проводит регулярные встречи с руководящими служителями Союза церквей христиан-баптистов. Патриарх неоднократно делает публичные заявления по поводу того, что Московская патриархия не имеет никаких претензий к христианским конфессиям с историческими корнями в России и не благословляет выпуск недружелюбных брошюр. Что касается всевозможных экзотических культов и западных религиозных организаций с модернистским богословием, умаляющим божественное достоинство Иисуса Христа, то они вызывают естественную обеспокоенность со стороны христиан всех традиционных конфессий. Не соглашаясь с искажениями Евангелия, баптисты в то же время признают право каждого человека на свободу выбора и отрицают всякие методы принуждения и насилия над личностью в духовно-воспитательном процессе.
          При советском режиме острые проблемы возникали у христиан-баптистов во взаимоотношениях с органами власти. Живая динамика баптизма, вольный дух открытого исповедания своих христианских убеждений часто наталкивались на глухую и жесткую ограду законов, позволяющих верующим лишь “отправление религиозного культа”. Являясь инструментом тоталитарного государства, изобилуя бесчисленными запретами, законы о религии, принятые в 1929 году и существовавшие почти без изменений до 1989 года, гасили всякую искру доброты, сковывая духовную и творческую жизнь верующих. Без контроля извне шагу ступить было невозможно. Детям категорически запрещалось присутствовать на богослужениях. Хочешь избрать служителей, нужно “благословение” властей. Ну, а если молодой человек или девушка заявляли о своем желании стать христианами, их принимались “воспитывать” по месту работы, всячески стараясь заглушить влечение к христианской вере.
          В 1961 году выходит специальная Инструкция о порядке применения законодательства о религии, затем формируются комиссии по контролю за соблюдением закона при исполкомах местных Советов. Положение верующих еще более усугубилось. Пресвитеров заставляли подавать списки новообращенных христиан в органы власти, крестить молодежь до 30-ти лет не разрешалось, талантливых проповедников блюстители закона старались не допускать до церковной кафедры, всякие проявления живой веры за пределами молитвенных домов строго пресекались. Политика властей, направленная на грубое ущемление прав верующих, вызвала мощное движение протеста в недрах баптистских церквей. Тут же, повсеместно, была пущена в ход государственная репрессивная машина, которая с небольшими перебоями работала до 1989 года. Над активными верующими организовывали судебные процессы, отправляли непокорных в лагеря и ссылки. Молясь за своих гонителей, не держа на них зла в сердце, верующие просили у Бога терпения и стойкости для защиты права на свободное исповедание Христа.
          Эпоха глобальных перемен, пришедшая в нашу страну за последнее десятилетие, изменила положение христиан-баптистов в обществе. Исполняя повеление Христа, баптисты России в меру сил и возможностей развернули духовно-просветительскую и благотворительную деятельность в медицинских, исправительно-трудовых и образовательных учреждениях. Баптисты уверены в том, что утверждение евангельских идеалов в душах людей поведет к всестороннему улучшению общества. Изменился сейчас и сам состав верующих, во многих церквах он помолодел, возрос образовательный уровень. Ежегодно в церкви христиан-баптистов вливаются 8 - 9 тысяч новых последователей Иисуса Христа.
          Исконно благочестивому русскому народу всегда было присуще космическое, вселенское сознание и широта души. Русские баптистские общины исстари были открыты для христианского сотрудничества с единоверцами из-за рубежа. Мосты к христианам Европы строили видные проповедники И.С.Проханов, В.Г.Павлов, В.А.Фетлер. Братские международные контакты расширяли духовный горизонт верующих без утраты собственного самобытного лица.
          В целом русский баптизм представляет собой своеобразное явление в истории мирового христианства. Это многомерный сплав русской и западной духовности, органичное сочетание христианства Запада и Востока.
          Благородные евангельские принципы христиан-баптистов обрели уважение во всем цивилизованном мире. Передовые страны Европы учились у баптистов демократии и духовной свободе. История баптистов не запятнала себя преследованием инакомыслящих. Баптисты провозглашают лозунг: “Свободная Церковь в свободном Государстве”. Баптисты убеждены в том, что духовную культуру народа созидают не только религиозные конфессии, имеющие высокий государственный статус в обществе, но и все живые души, искренне любящие Господа и ближнего своего. “Толкуйте народу Евангелие неустанно, ибо гибель человечеству без Слова Божия”, - эти слова Достоевского, произнесенные устами старца Зосимы, близко к сердцу принимают духовно возрожденные христиане всех конфессий и баптисты в том числе. Потому и неудержимо стремились во времена гонений и в дни свободы сеять разумное, доброе, вечное ради спасения человека и восстановления в нем образа и подобия Божьего.

Владимир Попов, магистр богословия.
ИСТОРИЯ БАПТИЗМА

О ВЕРОУЧЕНИИ ЕХБ
Местная религиозная организация церковь евангельских христиан-баптистов "ИЗМАЙЛОВСКАЯ"

Все права защищены © 2015 - 2017
ОГРН 1037739768736, ИНН 7719196436